Песни, рождённые в «Пламени»

Это же надо так умудриться, чтобы концерты двух «звёзд» советской эстрады поставить на один и тот же день из 28 возможных. 9 февраля – а именно об этой дате идёт речь – в городе выступали: ВИА «Пламя» в ДК им. Ленина и Людмила Сенчина в «Родине». Поклонники эстрады прошлых лет были поставлены организаторами концертов перед нелёгким выбором. В результате оба «гиганта» городской культуры малость не добрали зрителей, но оба выступления состоялись. Клонировать себя у меня не получилось, поэтому пришлось делать выбор, который пал на ансамбль «Пламя». 

В конце прошлого года коллективу исполнилось 35 лет. За это время у ансамбля вышло 5 дисков-гигантов и 11 миньонов общим тиражом 25 миллионов экземпляров. Сколько было продано пиратской продукции, музыканты не представляют, но отмечают, что пиратство – это своего рода лакмусовая бумажка, характеризующая степень популярности коллектива. Если тебя «пиратят», значит, ты востребован слушателем.

«Пламя» – это, прежде всего, бессменный руководитель ансамбля, народный артист России Сергей Березин. Десятки музыкантов и вокалистов прошли за все эти годы через «Пламя». Были: Валентин Дьяконов, Анатолий Могилевский, Валерий Шаповалов, но только Вячеслав Малежик получил народное признание, сравнимое с популярностью этого легендарного ансамбля. Первый состав ВИА «Пламя» вышел из «Самоцветов». Что за разногласия послужили причиной раскола ансамбля, история об этом умалчивает, но новому коллективу позарез были нужны новые песни – всю жизнь петь «Мой адрес – Советский Союз», которая в народе была прозвана песней алиментщика, тоже не будешь. Первым композитором стал для них Марк Фрадкин. Потом были песни Шаинского, Туликова, Мигули, Тухманова, Добрынина. Сам Сергей Березин, который в 60-х играл джаз и аккомпанировал Марку Бернесу, оказался талантливым композитором-мелодистом. Очень трудно из обилия музыкального материала ансамбля выделить хит, ставший его визитной карточкой, но бесспорно, что песня «Снег кружится», написанная Березиным, одна из них. К сожалению, многое из последнего, принадлежащее творчеству композитора, не исполняется на концертах. А ведь такие замечательные песни, как «Девушка с Приморского бульвара», «Синяя волна», «У Серебряного бора», которые ещё остались в коллекциях меломанов, могут быть забыты.

В перестроечное время, когда антисоветская истерия коснулась и эстрады, Сергей Березин создал группу «Нескучный сад», по стилю музыки отличающуюся от «Пламени». И здесь маэстро не прогадал, поставив на танцевальные песни с примесью шансона. «Бабки-бабульки», «Атаман», «Давайте, Люся, потанцуем» в исполнении Бориса Осокина зритель принял на «ура». После третьего альбома популярность группы пошла на спад, но страна, наевшись свободы, стала с ностальгией вспоминать рухнувший Союз и в частности старые песни, а из небытия стали появляться ВИА-двойники. Тогда-то и было принято решение о возрождении ВИА «Пламя». И вот уже десять лет ансамбль успешно гастролирует с концертами, радуя не только провинциальные города, но и эмигрантов зарубежья.

Как я отметил выше, зрителей в зале ДК им. Ленина собралось не битком, но то, что это были преданные поклонники, сомневаться не приходилось. Особенно рьяные из них не могли усидеть на своих местах, пускались в пляс, используя проходы в качестве танцпола. Три дамы на моём ряду весь вечер сидели, как на иголках, оживлённо встречая с юных лет полюбившиеся мелодии, и, наверное, свои кресла отшлифовали до блеска. Используемая музыкантами инструментальная фонограмма поначалу была не в ладах с усиливающей аппаратурой, и в динамиках слышался фон, подобный эффекту запиленной пластинки. Но, сильнее ударив по струнам шлягерами «На два дня», «Гороскоп», «У солдата выходной», «Краснотал», артисты с лихвой перекрыли технические погрешности. Мне тут вспомнилось, что песню «До свидания, Москва», прозвучавшую на «Олимпиаде-80», первым записал ансамбль «Пламя», и хотя в конечном итоге её исполнили Л. Лещенко и Т. Анциферова, в припеве песни их голоса присутствуют. Сейчас мало кто помнит результаты тех спортивных соревнований, а олимпийский мишка и эта песня и по сей день остались в нашей памяти.

Шутка вечера: «Наверное, когда писалась песня «Аты-баты, шли солдаты», автор в слова «И стояли барышни у обочин» вкладывал несколько иной смысл, чем принято понимать сейчас».

В песне «Вологда и Кострома» есть такие слова «Чьи наряднее проспекты, чьи дома – спорит Вологда и спорит Кострома». С грустью подумалось, что наш город в подобном споре вряд ли бы участвовал по причине отсутствия весомых аргументов.

После концерта, когда артисты одарили своих фанатов памятными фотокарточками, мне удалось с ними пообщаться. Полученное интервью, приправленное своими впечатлениями и наблюдениями, я изложил в тексте этой небольшой заметки, и на этом позвольте раскланяться.

P.S. В день концерта у директора ДК им. Ленина Сергея Аверьянова был день рождения. Ансамбль «Пламя» поздравил именинника со сцены. Мы присоединяемся к поздравлениям артистов и желаем Сергею Владимировичу здоровья и реализации всех его планов.
Автор: admin | Комментарии [0] | 13-02-2011, 19:36 | Просмотров: 1760 | Категория: Новости